Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки»
В центре рассказа Василия Макаровича Шукшина
Интересный, народный характер показывает Шукшин в образе Евстигнеича. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный», – говорит о нём автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополнительную выпивку. Не потому, что его вразумили Юркины наставления, а потому, что «жалко денег». Целый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами.
Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич называет чертями сына и дочь, уехавших в город. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие. Для него это главное мерило счастья.
Жадность Евстигнеича переходит в душевную чёрствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берёт с него пять рублей в месяц». Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему свои, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает.
Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ничем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем, например, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Материальное благосостояние для старика – главная жизненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует.
Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души.
Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
В рассказе
Философскую идею рассказа формулирует главный герой – сельский шофёр Сергей Духанин: «Вот так живёшь – сорок пять лет уже – всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт... и так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки – возьми, сделай радость человеку!»
Сергей покупает жене сапожки, совершает поступок, который многим непонятен, воспринимается как глупость, так как в деревне в таких сапожках и ходить некуда; кроме того, Сергей не знает размера обуви, которую носит Клавдя. Сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди, но жена оказалась под стать мужу: поняла скрытый смысл подарка.
Итак, рассказ «Сапожки» – рассказ о любви, хотя слово «любовь» употреблено только один раз. Автор доказывает, что поступок Сергея красив, так как продиктован вниманием и любовью к жене, в которой односельчане не видят ничего особенного и называют запросто – Клавкой, а Сергей знает её трудолюбие, гордость, жизнерадостность.
В финале автор сам проясняет идею произведения, но не прямо, а намёком: Сергей перед сном «ещё раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как сейчас казалось, смысл... Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках. Дело в том, что... Ничего. Хорошо». Иными словами, покупка сапожек стала ещё одним признанием в любви, то есть чудесным праздником в жизни Сергея и Клавди.
Рассказ «Сапожки» демонстрирует главные художественные принципы творчества Шукшина. Во-первых, писателя привлекают обычные жизненные ситуации, в которых он ищет и находит поэзию и красоту. Во-вторых, его герои внешне заурядны, грубоваты, но в глубине души они чутки, способны к сложной рефлексии (размышлениям). Они самостоятельны в своих чувствах и действиях, поэтому часто совершают непонятные для окружающих «чудные» поступки. Писателя привлекает в этих героях то, что в них нет корысти, расчёта, но есть идеальные порывы. В-третьих, у Шукшина изображение повседневной провинциальной жизни соединяется с философским её осмыслением, рассуждениями о «вечных» вопросах человеческого существования. Положительные герои рассказов Шукшина понимают, что главное в жизни не вещи и деньги, а любовь, доброта, справедливость.
-
«Живет он в соседней деревне, где нет десятилетки. Отца нет. А у матери, кроме него, ещё трое» – это характеристика
-
Мечтает после окончания школы поступить в медицинский институт, стать хирургом
-
«Жили раньше без всякого ученья – ничего, бог миловал: без хлебушка не сидели», – говорит
-
«Ты знаешь, что у него персональная "Волга"?» – бросает в споре реплику один из персонажей рассказа В.М. Шукшина «Сапожки», имея в виду
-
Сапожки, купленные для жены, (В.М. Шукшин, «Сапожки»), не подошли по размеру, однако стали причиной
-
Из всех рассказов Юрки (В.М. Шукшин, «Космос, нервная система и шмат сала») Евстигнеича более всего взволновал рассказ о (об)
-
«Вот так живёшь – сорок пять лет уже – всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт...» – размышляет в рассказе В.М. Шукшина
-
Фотография Василия Макаровича Шукшина помещена под номером
-
Автором рассказа «Космос, нервная система и шмат сала» является
-
Причиной плохого отношения Евстигнеича, персонажа рассказа В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», к сыновьям и дочери является то, что они
-
Об академике Павлове ведут диалог персонажи произведения