Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

В.Г. Распутин «Уроки французского»

Конспект

«Уроки французского» – рассказ писателя второй половины ХХ века Валентина Григорьевича Распутина.

Действие повести происходит в голодное послевоенное время. Герой произведенияодиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне, где была только начальная школа, поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В городе мальчик чувствовал голод ещё сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе всё нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка: ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

Однажды мальчик узнал, что можно играть в «чику» на деньги, но он не позволял себе увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль.

Но как-то раз ребята не дали ему уйти с рублём – заставили играть дальше. Вадик, рослый семиклассник, лучший игрок в «чику», а также и организатор игры на деньги, спровоцировал драку.

Лидия Михайловна узнала о случившемся и о том, что ребёнок голодает.

Учительница сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой. Но он не принимал помощи. Отказался он и от присланной ею посылки. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс заработать деньги на молоко, придумывает игру в «замеряшки» и намеренно жульничает в этой игре в его пользу.

Директор школы Василий Андреевич, так и не разобравшись в мотивах поведения учительницы, посчитал игру с учеником преступлением. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.

Другие персонажи рассказа:

  • мать мальчика
  • тётя Надя – женщина, в доме которой жил мальчик, мать троих детей
  • Федька, сын тёти Нади
  • Птаха – второгодник, большеголовый, стриженный под машинку, коренастый
  • Тишкин – одноклассник мальчика


Вопросы
  1. Автор рассказа «Уроки французского»

  2. Учительница Лидия Михайловна – персонаж произведения

  3. Вадик, Птаха, Тишкин – это персонажи произведения

  4. Произведение, в котором автор-персонаж размышляет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после»

  5. Вадик, Птаха, Тишкин – это персонажи произведения

  6. «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» – это в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» любимый вопрос

  7. Одиннадцатилетний мальчик, которому пришлось уехать в райцентр, чтобы учиться, так как в деревне, где он жил, была только начальная школа, является главным героем произведения

  8. Организатором игры в «чику» на деньги в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» является

  9. Мальчик, герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», начал играть в «чику» на деньги, потому что

  10. «Дети глотали глазки проросшей картошки, зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе» – это фрагмент из произведения

  11. Действие рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» происходит

  12. «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня» – таково состояние главного героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» после того, как

  13. Автором рассказа «Уроки французского» является

  14. Расположенные ниже рисунки иллюстрируют произведение

  15. «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр», – говорит герой произведения

  16. К представителям «городской» прозы нельзя отнести

  17. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после», – размышляет автор-персонаж произведения

  18. Укажите произведения, написанные В. Распутиным.

Сообщить об ошибке