Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска»

Конспект

Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска», написанные в ранний период творчества Антона Павловича Чехова, являются короткими, смешными, шутливыми и непритязательными, но говорил в них писатель о серьёзных вещах.

В основе сюжета рассказа «Толстый и тонкий» – встреча на вокзале Николаевской железной дороги двух давних знакомых. Один из них был толстый, а другой – тонкий. Тонкий, Порфирий, со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом только что сошёл с поезда. Толстый, Миша, отобедал в привокзальном ресторане. Бывшие однокашники разговорились. Они беспорядочно вспоминают давно прошедшее время, детские проказы и прозвища друг друга: тонкого в школе называли Эфиальтом, так как он «ябедничать любил», толстого – Геростратом: «казённую книжку папироской прожёг». Тонкий рассказал толстому, что он коллежский асессор и поинтересовался, а не дослужился ли толстый до «статского». Однако толстый оказался тайным советником. Узнав об этом, тонкий сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался с тонким.

Главный персонаж рассказ «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов – за короткое время несколько раз меняет своё отношение к щенку, укусившему за палец золотых дел мастера Хрюмина. Ему, как и большинству полицейских, нет дела до правды, не нужна справедливость, он не знает, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.

Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто её хозяин, весьма показательна и характерна для всех времён и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.

Главный герой рассказа «Тоска» Иона Потапов – старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он пытается завести разговор со своими клиентами, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передаётся его одиночество, особенно ближе к концу повествования, когда автор обращает внимание читателей на то, что Ионе Потапову надо рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чём ещё, а «слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в мире людей животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошадёнка ничего сказать, но зато не отвернётся, не упрекнёт, не уйдёт в трудную минуту.

В рассказах Чехова комическое переплетается с трагическим. Комическое в литературе – это описание смешного в художественном тексте, а также способность художественного текста вызывать у читателя смех. Читатель может смеяться над тем, что изображено, и над тем, как изображено. Смешно поведение тонкого в рассказе «Толстый и тонкий», смешон Хрюкин с поднятым вверх укушенным пальцем, смеёмся мы над Очумеловым, которого бросает то в жар, то в холод только от того, генеральская собака или не генеральская.

Но смех бывает разным. В литературоведении выделяют добрый смех (юмор) и злой смех (сатиру). Первый – над шуткой, отдельными человеческими недостатками, с которыми вполне можно смириться, второй – уничижающий, разоблачающий, обнаруживающий неприятие того, над кем и над чем смеются.

Трагическое – это эстетическая категория, характеризующая возвышенные и сильные страдания персонажей, противоречия их чувств и мыслей.

Трагикомическое – эстетическая категория, объединяющая черты комического и трагического. Трагикомический персонаж вызывает у читателя не только смех, но и сочувствие, сострадание.



Вопросы
  1. Сын Нафанаил, жена Луиза – члены семьи чеховского персонажа

  2. Извозчик Иона Потапов – персонаж рассказа А.П. Чехова

  3. Литературный образ: человек низкого сословия и маленького достатка, робкий, незаметный, подвергающийся бесчисленным тяготам жизни и смиренно несущий свой крест

  4. Герой, который принадлежит к типологии «маленького человека»

  5. Характеристика «маленького человека» А.П. Чехова («Хамелеон», «Толстый и тонкий»)

  6. Сын Нафанаил, жена Луиза – члены семьи чеховского персонажа

  7. Хрюкин из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» – это

  8. До чина тайного советника дослужился чеховский персонаж

  9. «Около самых ворот склада, видит он [Очумелов], стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец» – это фрагмент из рассказа А.П. Чехова

  10. Персонаж рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

  11. «Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая», – говорит персонаж рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

  12. «Ветчиной и кофейной гущей» пахло от чеховского персонажа

  13. Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» иллюстрируют рисунки под номерами

  14. Кукрыниксы проиллюстрировали многие произведения А.П. Чехова. Иллюстрация к рассказу «Тоска» расположена под номером

  15. «…белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине» – виновник события в произведении

  16. До чина тайного советника дослужился чеховский персонаж

  17. «… узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?» – говорит в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

  18. «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!..» – говорит в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

  19. Укажите жанр произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Сообщить об ошибке