Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Художественная картина неба в литературе

Конспект

Человек и мир природы в литературе

Одной из проблем, которые волновали человечество на протяжении всех веков его существования и будут волновать в дальнейшем, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал её в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всём мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда всё это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нём эти вопросы».

Человек и природа связаны неразрывными нитями. Об этом писали и говорили в XIX–XX веках все классики литературы, а философы конца XIX – начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живёт.

Через природу, взаимосвязь с ней человек познает жизнь и самого себя, открывает вечные истины. Читая произведения о природе, поначалу представляешь лишь листья золотые да «непокорную волну». Но позже, вновь и вновь перечитывая все те же произведения, познаешь скрытый в них глубокий философский смысл. Так, например, А.С. Пушкин в стихотворении «Вновь я посетил…», на первый взгляд, пишет только о молодой поросли вокруг знакомых с давних пор трёх сосен и одиноко стоящем вдали от них угрюмом товарище этих сосен, рядом с которым по-прежнему пусто. Но когда перечитываешь заключительные строки стихотворения, понимаешь, что оно не только о природе, но и о человеке, который должен оставить свой след на земле:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Люди по-разному относятся к окружающему миру, но два противоположных взгляда на природу и человека отражены в таких произведениях русской литературы, как роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня». Евгений Базаров, герой тургеневского романа, выразил мысль определенной части общества, заявив: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А доктор Астров, один из персонажей пьесы Чехова, сажающий и выращивающий леса, думал о том, как прекрасна наша земля.

Учитель из Пролога к роману казахского писателя Роллана Сейсенбаева «Отчаяние, или Мёртвые бродят в песках» говорил своим ученикам о необходимости бережного отношения к природе, о том, что её нельзя завоёвывать, что природа страшно мстит своим завоевателям.

Художественная картина неба в литературе

Человеку всегда было свойственно смотреть на небо, где он видел разные светила: солнце днём, луну и звёзды ночью.

Древний человек, не имея представления об устройстве вселенной, обожествлял небо. Гром и молния, зарождающиеся на небе, являются главными признаками верховных богов: Зевса в древнегреческой мифологии, Перуна – в славянской, Тенгри – в тюркской.

Литература расширила мифологическое представление о небе: поэтов и писателей волнует вечность, загадочность, идеальность, возвышенность неба, его могущество и невидимая власть над судьбами людей. Небо в произведениях поэтов изображается дневное и ночное, утреннее, когда заря только поднимается, и вечернее, причём каждому соответствует определённое психологическое состояние лирического героя.

И.С. Никитин «Небо»

О.Э. Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться…»

Н.М. Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет…»

Дневное небо немыслимо без солнца, без живительных лучей которого нет жизни на земле. Культ солнца был развит у разных народов. Боги солнца есть во многих известных нам мифологиях: Шамаш – в шумерско-аккадской, Митра – в зороастрийской, Гелиос – в древнегреческой, Ра – в египетской, Даждьбог, Ярило, Лель – в славянской.

Библейская мифология рассматривает дневное светило как бледное отражение солнечного лика бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить миру светом, поэтому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.

Художественная литература обогащает смысловые толкования образа солнца, придавая ему символическую направленность: солнце ассоциативно связано с вечным стремлением человека к красоте, истине и совершенству.

В стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро», И.А. Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй…», А. Белого «Солнце» дневное светило разное, что связано с различными художественными целями, которые ставили перед собой поэты.

В рассказе А.С. Грина «Пропавшее солнце» описывается восприятие солнца подростком, который до этого его никогда не видел. Естественный свет и тепло «переливающегося раскалённого круга» убедили мальчика в гармоничности и «правильности» мироздания породившего дневное и ночные светила.

Ночное небо невозможно представить без луны (месяца) и звёзд. Согласно мифологической модели мира, солнце и луна соотносятся с днём и ночью, светом и тьмой, теплом и холодом. Взаимосвязь солнца и луны мыслится в мифологиях как родственная: брат и сестра, близнецы, отец и сын, супружеская пара.

Превращение луны в месяц происходит из-за вмешательства в отношения этих небесных светил третьего существа – ведьмы, бога грома, собаки, волка, вурдалака, в результате чего луна разрывается пополам.

В христианстве луна рассматривается как меньшее по значимости светило, которое испускает свет, заимствованный от Солнца правды Христа.

В художественной литературе образ луны приобретает философское или романтическое значение: ночь, освещённая светом луны (месяца) – это период, благоприятный для размышлений, воспоминаний, самоанализа, это время влюблённых.

В стихотворениях А.С. Пушкина «Приметы» и Н.М. Кузмина «Как месяц молодой повис…» образ месяца имеет мифологические корни, но при этом явно чувствуются ощущения и настроение человека.

Поэзия ХХ века создаёт неожиданные образы ночных светил, что достигается за счёт новых сравнений и метафор. Например, В.В. Маяковский в стихотворении «Лунная ночь» соотносит луну с серебряной ложкой, отвергая укоренившиеся «высокие» сравнения.

В глубокой древности возникло предположение о воздействии светил, особенно звёзд, как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы людей. Звёзды представлялись животными, воплотившимися в 12 знаках зодиака (зодиак – животное) в виде различных предметов – или оказавшихся на небе, или принадлежащих небесному миру, а также людьми, переместившимися на небо и превратившимися в звёзды (Андромеда, Плеяды в греческих мифах).

В библейской мифологии слово звезда имеет несколько толкований, употребляется как в прямом, так и в переносном значении. Христос назван светлою утренней звездой. Особо почитается Вифлеемская звезда, которая, исполнив своё назначение, исчезла с неба.

В произведениях художественной литературы звёзды – необходимое условие согласованности существования вселенной (макрокосмоса) и человека (микрокосмоса).

Поэты выражают собственное восприятие звёздного неба: А.А. Фет в стихотворении «Среди звёзд» подчеркнул вечность, недоступность, яркое сверкание, бесчисленность ночных светил; А.А. Григорьев в стихотворении «Комета» обратил внимание на нарушение гармонии в царстве звёзд; в стихотворениях «Звезда полей» Н.М. Рубцова и «Ночь» А.А. Вознесенского (Сколько звёзд!/ Как микробов /в воздухе…) нашло отражение мироощущение поэтов ХХ века, использующих новые художественно-выразительные средства, построенные на ассоциациях современного человека.

С картинами неба связано и такое явление, как гроза. В явлении грозы соединились четыре стихии: вода и земля (дождь, обильно поливающий землю), воздух (завывания ветра, раскаты грома) и огонь (блеск молний). Описание грозы относится к бурным пейзажам, которые обладают несколькими устойчивыми признаками:

1) сильный звуковой эффект – шум, рёв, грохот, гром, свист, вой;

2) чёрная мгла, сумрак;

3) бушующий, порывистый ветер, всё сметающий на своём пути;

4) трепет, дрожь мироздания, шаткость всех опор.

В произведениях поэтов и писателей выражено разное символическое значение разбушевавшейся стихии: в стихотворении А.Н. Майкова «Гроза» запечатлено естественное проявление грозовых сил; Н.А. Заболоцкий в стихотворении «Гроза» осмысляет природный мир в соотношении с человеческим: сравнения «молния – мысль, гром – слово» приводят к развёрнутой метафоре очеловечивания природы; в рассказе А.Я. Загороднего «Гроза» наоборот – не природа уподобляется человеку, а бури и страсти в душе людей отождествляются с явлениями природы.

 



Вопросы
  1. Автором стихотворения «Звезда полей» является

  2. Автором двустишия «Ночь» (Сколько звёзд! / Как микробов / в воздухе!) является

  3. Первая строфа стихотворения А.С. Пушкина «Приметы» заканчивается словами:

    И месяц с правой стороны

    Сопровождал мой бег ретивый.

    А начинают эту строфу строки:

  4. Фамилия мальчика, которого лишили солнца (А.С. Грин, «Пропавшее солнце»)

  5. Будет луна.

    Есть уже

    Немножечко.

    А вот и полная повисла в воздухе.

    Это строки из стихотворения

  6. Солнцем сердце зажжено.

    Солнце – к вечному стремительность.

    Это начало первого четверостишия стихотворения Андрея Белого «Солнце». А заканчивается это четверостишие строками

  7. Строка из стихотворения И.А. Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй…»

  8. В форме обращения написано стихотворение

  9. Размышлением, в котором лирический герой ставит перед собой вопросы о том, что вращает «планет мириады», из каких частей они состоят, каково их назначение, является стихотворение

  10. И пусть остаётся
    Во мраке глубоком
    Великая тайна
    Начала творений… – 

    таков итог рассуждений о «планет мириадах» лирического героя стихотворения

Сообщить об ошибке