Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Культура Казахстана в первой половине XIX века. Развитие просвещения и изучение Казахского края

Конспект

Особенности развития просвещения в Казахстане.

В начале XIX века в мектепах Казахстана давались в основном религиозные знания. Для продолжения образования состоятельные родители отправляли своих детей учиться в медресе Самарканда, Бухары, Ташкента и Хивы. Превращение крепостей и городов в центры торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 году указом Екатерины II в городе Омске была открыта Азиатская школа, которая готовила переводчиков и писарей из числа коренного населения. Выпускники Азиатский школы составили первые группы квалифицированных специалистов в казахской Степи.

Открытые в Омске (1813 г.) и в Оренбурге (1825 г.) военные училища стали готовить чиновников для российской правящей администрации. Военное училище в Омске было преобразовано в 1837 году в Сибирский кадетский корпус, военное училище в Оренбурге в 1844 году – в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

В 1831 году было решено открыть училища с русским языком обучения в поселениях Омской области. Одно из первых таких училищ было организовано в 1831 году в Семипалатинске. В 1836 году в Усть-Каменогорске был открыт интернат для казахов.

В 1841 году в Букеевской Орде по инициативе хана Жангира была организована школа с обучением на русском и татарском языках. Школа ставила своей целью не только дать знания казахским детям, но и подготовить преданных служащих для хана и Оренбургской губернской канцелярии. В 1850 году открылись школы при Оренбургской пограничной комиссии, в которых велось преподавание для казахов на русском языке.

Изучение Казахстана российскими учеными.

В первой половине XIX века среди представителей русской культуры, изучавших жизнь и историю казахского народа, почетное место занимает В.И. Даль, русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. В 1833–1841 годах он служил чиновником для особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. Перовском.

За 8 лет пребывания в Оренбургском крае Владимир Даль собрал образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1836–1838 годах он выразил сочувствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. В повести «Бокей и Мауляна» В. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края. В 1838 году за собранные коллекции по флоре и фауне Оренбургского края он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук.

С Оренбургским краем было связано одно из направлений творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. В 1833 году он побывал в Оренбурге, где собирал материалы о пугачевском восстании. В «Истории Пугачева» приведены сведения об участии казахов в пугачевском восстании, описываются племена казахов, кочевавшие в междуречье Волги и Яика.

В Уральске А. Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш – Баян-Сулу». Пo одной из версий, поэму передал Пушкину Махамбет Утемисов. Есть предположение, что на основе поэмы «Козы-Корпеш – Баян-Сулу» Пушкин собирался написать собственное произведение, но ему помешала ранняя смерть.

В 30–40-х годах XIX века начался новый этап в изучении Казахстана. В 1832–1836 годах Григорий Карелин изучал берега Каспийского моря. Его каспийские экспедиции стали знаменитым вкладом в географическую науку. Результатом экспедиций стало описание и составление карты восточного берега Каспийского моря протяженностью более 1 200 километров.

Во время экспедиции Карелин проявил себя и как дипломат. В ходе встречи со старейшинами одного из туркменских племен он склонил их к взаимовыгодной торговле. В 1827–1829 годах Карелин составил карту расположения Букеевской Орды, за что в 1829 году получил бриллиантовый перстень. За труды по описанию земель и кочевой жизни казахов он был произведен в титулярные советники. По договору с ханом Букеевской Орды Жангиром, Карелин с 1828 года помогал управлять делами хана, заниматься с ним различными науками.

В 1848–1849 годах экспедиция капитан-лейтенанта А. Бутакова изучала Аральское море. А. Бутаков собрал новые ценные материалы по общественно-политическому устройству, экономической жизни и быту казахского населения Приаралья. Им было составлено подробное навигационно-гидрографическое описание Аральского моря.

В изучении казахской Степи ведущую роль играли экспедиции, организованные Русским географическим обществом. Огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование А. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Начались сбор и систематизация архивных материалов о казахском народе и Казахстане.



Вопросы
  1. В 1789 году была открыта Азиатская школа в городе

  2. По договору c кем Г. Карелин с 1828 года помогал управлять делами, заниматься различными науками?

  3. Г.С. Карелин организовал экспедицию на берег Каспийского моря

  4. В.И. Даль пребывал в Оренбургском крае в качестве чиновника по особым поручениям при Оренбургском военном губернаторе

  5. В Букеевской Орде была открыта школа

  6. Огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей»

  7. Военное училище в Оренбурге было преобразовано в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус в

  8. В школах Внутренней Орды муллы преподавали на

  9. Автор повести «Бокей и Маулян», где описана жизнь казахов Оренбургского края

  10. Произведение А.С. Пушкина, в котором описано восстание Пугачева

  11. В первой половине XIX в. военное(-ые) училище(-а) открыто(-ы) в

  12. Автор(-ы) трехтомного исследования «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей»

Сообщить об ошибке