Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Экономическое положение Казахстана в XIV–XV вв.
Скотоводство.
Сельское хозяйство и городская культура Казахстана начали возрождаться в конце XIII века. Возобновлялась жизнь в разрушенных монголами городах, в пригородах снова стали строить кенты (зимовки). Увеличилось поголовье скота. На территории Казахстана развивалось три типа скотоводства: оседлое отгонное скотоводство в Южном Казахстане, наряду с ним и земледелие; полукочевое скотоводство на юго-востоке (Жетысу), на севере и западе Казахстана. Жайляу располагались у подножия Каратау, кыстау – у впадения горных рек в Сырдарью. Возле зимовок занимались земледелием. Особенностью Жетысу была небольшая протяженность кочевок, обычно 100-150 километров. Кочевым скотоводством занимались жители Северного, Центрального и Западного Казахстана. В летнее время кочевали на севере, а зимовали на юге, на берегах Сырдарьи, Сарысу, побережье Аральского моря. Маршруты кочевок доходили до 800-1000 километров.
Земледелие развивалось на юге и юго-востоке Казахстана. Разоренное в период монгольского нашествия земледельческое хозяйство стало восстанавливаться со второй половины XIII века. Центрами развитого земледелия были регионы Туркестана, Саурана, Отрара, Сыгнака. Свидетельством высокой культуры земледелия стали каналы, проложенные от Арыси и Сырдарьи. Около Сыгнака находились оросительные системы Томенарык и Богыларык, что говорит о развитии здесь поливного земледелия. Количество пахотной земли, которое могла обработать за сезон пара быков, называлось кош. Крупные очаги земледелия находились в Жетысу. На юго-западе региона под Таразом развивалась городская культура и поливное земледелие. Его центром был город Талхир (Талгар).
Города и поселения.
Монгольское нашествие нанесло тяжелый урон городам. В конце XIII – начале XIV века исчезла городская культура в долине реки Или. В это же время стали возрождаться некоторые города в долинах рек Чу и Талас. Отношение к городской культуре у потомков Чингисхана было неоднозначным. Некоторые были против городов, облагали налогами и беспощадно грабили городское население. Другая часть чингизидов выступала за подъем и развитие городов, которые приносили в казну значительную часть налогов. В 1269 году на курултае, состоявшемся на берегу реки Талас, было принято решение запретить собирать налоги с оседлого населения свыше установленной нормы. После этого городская жизнь возобновилась в городах Южного Казахстана: Туркестане, Отраре, Сыгнаке и Сузаке. Об оживлении городской жизни писал армянский царь Гетум I по пути в Монголию. Судя по археологическим раскопкам, возрождались также города Узгенд, Аккорган, Сауран, Сюткент. Городская жизнь развивалась в Ак Орде при ханах Сысы-Бугы, Ерзене, Мубараке и Чимтае. Большую роль в оживлении городской жизни сыграла столица Ак Орды Сыгнак. Во время правления хана Ерзена в Сыгнаке и других городах возводились мечети, медресе и другие общественные здания. Несмотря на развитие, городская жизнь не поднималась до уровня домонгольской эпохи. В первой половине XV века многие города оставались в состоянии упадка или совсем перестали существовать.
Ремесло.
В конце XIV века одной из главных отраслей городского ремесла было гончарное дело. В ходе археологических раскопок в Отраре и Туркестане, городах Культобе и Ран, находившихся в Северном Каратау, были обнаружены остатки гончарных мастерских. Мастерская в городе Отраре имела площадь 2 га. В городе Ран мастерская находилась поодаль от жилых домов. Изготавливалась посуда для приема пищи, хранения воды и зерна. Плоские блюда и чащи украшали глазурованным орнаментом. В Отраре были обнаружены глиняные чаши ХIII–ХIV вв. с изображением птиц и зверей.
Кирпичеобжигательное ремесло в присырдарьинских городах стало развиваться со второй половины XIII века. Мастерские по обжигу кирпича были обнаружены в Отраре и Сарайчике. Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело. В Отраре и Туркестане были найдены бронзовые зеркала и светильники.
В конце XIII века вновь начало развиваться стеклоделие. При раскопках в городах Отрар и Тараз были найдены обломки стеклянных крышек, бокалов, графинов и чаш. Стекло было разных оттенков: зеленого, синего, голубого, красного, желтого, темно-коричневого. Развивалось ювелирное ремесло, о чем свидетельствует клад серебряных вещей, найденных близ города Отрара. В Средней Азии и Южном Казахстане были широко распространены серебряные браслеты в виде спиралей.
Ярким свидетельством оживления городской жизни после монгольского нашествия стало начало деятельности монетного двора в городе Отраре, где выпускались монеты всех традиционных номиналов. Денежная реформа правителя Чагатайского улуса в 1321 году ввела в оборот на территории государства серебряные динары – кебеки. Во второй половине XIII – начале XIV века большое значение имел торговый путь из Средней Азии на Алтай и через Семиречье в Монголию.
-
Были обнаружены глиняные чаши XIII–ХIV вв. с изображением птиц и зверей в городе
-
В городе Ран мастерские ремесленников находились
-
В 1269 году на берегу реки Талас состоялся курултай, на котором было принято решение, запрещающее собирать налоги свыше установленной нормы с
-
Ремесленные мастерские в Отраре занимали
-
В конце XIII – начале XIV века из-за монгольского нашествия городская культура
-
Сельское хозяйство и оседлая городская культура вновь начали возрождаться после монгольского нашествия
-
На берегу реки Талас состоялся курултай, на котором было принято решение, запрещающее собирать налоги с оседлого городского населения свыше установленной нормы в
-
Оросительные системы Томенарык и Богыларык были созданы близ города
-
Со второй половины XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться ремесло
-
Стали строить в Ак Орде сооружения общественного назначения во время правления хана
-
Центр поливного земледелия в Жетысу в эпоху Средневековья
-
Особое развитие города получили в период правления хана(-ов) Ак Орды