Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Культура саков
В искусстве саков преобладало изображение зверей и мифических чудовищ в движении, получившее название звериный стиль. Саки об этом стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. Звериный стиль является отражением традиций тотемизма. Саки считали, что изображения зверей смогут защитить их, и они носили их амулеты, или тумары. В сакской мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом саки считают только одно солнце, и ему приносят в жертву коней». Саки верили, что боги перевоплощались в различных животных и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
В VIII–V вв. до н. э. в Центральном Казахстане параллельно со звериным стилем развивался полихромный стиль. Кочевники делали украшения из зерни и драгоценных камней. Звериный стиль постепенно начинает исчезать в III–II вв. до н.э., и в начале нашей эры исчез совсем. Большое влияние на развитие культуры саков оказала культура ахеменидского Ирана (Древней Персии). Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель, философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.
Саки в большей степени принадлежали к европеоидной расе (однако уже были заметны монголоидные черты) и говорили на восточно-иранском языке. Ряд ученых считает, что саки являлись первыми древнетюркскими племенными объединениями на территории Казахстана.
На территории Казахстана найдено три «золотых человека». Первый «золотой человек» обнаружен в 1969 г. экспедицией К. Акишева в кургане Иссык близ г. Алматы. По предположениям ученых, этот «золотой человек» жил в V–IV вв. до н. э. и принадлежал к племенному союзу саков-тиграхауда. Одежду знатного 17-18-летнего сакского юноши украшало 4000 золотых бляшек и пластинок: фигурки лошадей, барсов, горных козлов, птиц. В кургане Иссык обнаружена серебряная чаша с 26 руноподобными знаками, что позволило предположить наличие у саков письменности. Второй «золотой человек» найден археологами в кургане Арал-тобе, на территории Западного Казахстана и принадлежит к сарматской эпохе. Третий «золотой человек» найден в Шиликтинском кургане, в Восточном Казахстане. Шиликтинский курган, называемый царским курганом, датируется VII-VI вв. до н. э. и состоит из 17 могильников (было найдено 524 золотых изделия, выполненные в зверином стиле). Берельский курган, датируемый IV вв. до н. э., был обнаружен в 1999 году археологической экспедицией 3. Самашева на территории Восточно-Казахстанской области. Он принадлежал сакам-аримаспам.
-
У саков играли роль талисманов и амулетов изделия с изображениями
-
Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель, философ
-
В Восточном Казахстане расположено крупных курганов
-
На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке –
-
Саки в большей степени принадлежали к
-
Царские курганы Шиликтинской долины находятся в
-
Город Чирик-Рабат расположен в 300 километрах от
-
Столица саков-апасиаков
-
Серебряная чаша с 26 руноподобными знаками обнаружена на территории
-
Профессор, который первым исследовал шиликтинские памятники
-
Стили искусства племен Казахстана в VIII–II вв. до н. э.
-
Наиболее древний(-е) памятник(-и) саков в Южном Казахстане
-
Древний(-е) город(-а) саков