Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Мир живых организмов. Систематика живой природы

Конспект

Для изучения многообразия живых организмов, их прежде всего необходимо их систематизировать. Этим занимается наука систематика.

Систематика –  это раздел биологии, изучающий многообразие живых организмов, занимается их описанием, обозначением и классификацией. Основы систематики животных ввел К. Линней. Чтобы упорядочить многообразие животных, нужно их поделить на таксоны.

Классификация это распределение всех живых организмов по определенным группам (таксонам).

Для растений характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.

Для животных характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Основной систематической единицей является вид. Для того чтобы классифицировать объекты, их надо охарактеризовать, идентифицировать. Для идентификации используют разнообразные признаки: морфологические, физиологические, биохимические, иммунологические.

Специальный раздел систематики – номенклатура – создает правила присвоения названий организмам.

В систематике живых организмов используют бинарную номенклатуру К. Линнея, согласно которой биологическому виду присваивается название из двух слов. Первое определяет принадлежность роду, второе – виду. Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется.

Окружающий мир представляет собой единую систему. Сис­тема – это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи.

«Биос» – в переводе с латинского означа­ет «жизнь», а «логос» – «учение», т. е. дословно «биология» – это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов нежи­вой природы.

Изучение биологических объектов

Человек получает биологические знания с помощью двух основ­ных методов – наблюдения и эксперимента.

Наблюдение

Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым ор­ганизмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент.

Эксперимент

Эксперимент, или опыт, – это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили вы­яснить – при какой температуре прорастают семена пшеницы и ку­курузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2–3°С, а другой оставляют в комнате при температуре +18–20°С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Да­лее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом – всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента.



Вопросы
  1. Организм, питающийся готовыми органическими веществами

  2. Класс животных, у которых тело покрыто роговыми чешуйками и щитками

  3. К позвоночным животным относятся

  4. К беспозвоночным животным относятся

  5. Царство представлено беспозвоночными и позвоночными организмами

  6. Царство, сочетающее как признаки растений, так и признаки животного организма

  7. Царство, включающее водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные

  8. На сколько царств подразделяются живые организмы?

  9. Неклеточные формы жизни

  10. Не имеют обособленного ядра

  11. Самой маленькой группой в систематике К. Линнея является

Сообщить об ошибке