Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Мир живых организмов. Систематика живой природы
Для изучения многообразия живых организмов, их прежде всего необходимо их систематизировать. Этим занимается наука систематика.
Систематика – это раздел биологии, изучающий многообразие живых организмов, занимается их описанием, обозначением и классификацией. Основы систематики животных ввел К. Линней. Чтобы упорядочить многообразие животных, нужно их поделить на таксоны.
Классификация – это распределение всех живых организмов по определенным группам (таксонам).
Для растений характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Для животных характерны следующие таксоны: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.
Основной систематической единицей является вид. Для того чтобы классифицировать объекты, их надо охарактеризовать, идентифицировать. Для идентификации используют разнообразные признаки: морфологические, физиологические, биохимические, иммунологические.
Специальный раздел систематики – номенклатура – создает правила присвоения названий организмам.
В систематике живых организмов используют бинарную номенклатуру К. Линнея, согласно которой биологическому виду присваивается название из двух слов. Первое определяет принадлежность роду, второе – виду. Систематика живых организмов постоянно изменяется и обновляется.
Окружающий мир представляет собой единую систему. Система – это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи.
«Биос» – в переводе с латинского означает «жизнь», а «логос» – «учение», т. е. дословно «биология» – это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов неживой природы.
Изучение биологических объектов
Человек получает биологические знания с помощью двух основных методов – наблюдения и эксперимента.
Наблюдение
Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым организмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент.
Эксперимент
Эксперимент, или опыт, – это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили выяснить – при какой температуре прорастают семена пшеницы и кукурузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2–3°С, а другой оставляют в комнате при температуре +18–20°С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Далее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом – всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента.
-
Организм, питающийся готовыми органическими веществами
-
Класс животных, у которых тело покрыто роговыми чешуйками и щитками
-
К позвоночным животным относятся
-
К беспозвоночным животным относятся
-
Царство представлено беспозвоночными и позвоночными организмами
-
Царство, сочетающее как признаки растений, так и признаки животного организма
-
Царство, включающее водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные
-
На сколько царств подразделяются живые организмы?
-
Неклеточные формы жизни
-
Не имеют обособленного ядра
-
Самой маленькой группой в систематике К. Линнея является