Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Изучение Казахстана в XIX веке

Конспект

Изучение Казахстана русскими и иностранными исследователями в XIX веке

В XIX – начале XX вв. заметно активизировалось научное изучение Казахстана. Его исследованием занимались представители передовой русской интеллигенции, ссыльные, а также образованные представители казахского общества. Свои материалы оставили и иностранцы: англичане, немцы и французы.

Русским ученым и офицерам принадлежит большая заслуга в изучении истории, географии, этнографии и культуры Казахстана. Много научных трудов оставили и те представители российской интеллигенции, которые были сосланы на территорию Казахстана по политическим мотивам. Это были люди разных профессий: поэты и писатели, историки и географы, военные и медики. Отчасти они выполняли и функцию по научному обеспечению колонизации края.

Большинство исследователей Казахстана было сосредоточено в Оренбурге, Омске, Ташкенте – административных центрах Оренбургского края, Западной Сибири и Туркестанского края.

В 1830 году на страницах журнала «Отечественные записки» была опубликована работа русского офицера С.Б. Броневского «Записки о киргиз-кайсаках Средней Орды», в которой были даны подробные сведения из истории, жизни и быта казахов Северо-Восточного Казахстана.

Известный историк А.И. Левшин (1799–1879) подготовил и издал работу «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей», состоящую из трех частей. За подготовку уникального и фундаментального труда его по праву стали называть «Геродотом казахской истории». Здесь автором запечатлены подробные сведения об истории, этнографии и географии края.

На основе широкого круга источников ветеринарный врач Тургайской области А.И. Добросмыслов подготовил капитальный трехтомный труд «Тургайская область. Исторический очерк». Здесь обстоятельно излагает историю Казахского ханства и политические события в Младшем жузе. Автор подробно описывает ход и реализацию административных реформ 60-х годов XIX века.

Военный губернатор Тургайской области Л.Ф. Баллюзек подготовил сборник обычного права казахов «Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющиеся в Малой киргизской Орде». Во время службы в Казахстане Баллюзек поручал чиновникам, казахским биям и султанам собирать материалы по обычному праву казахов. Он участвовал в обработке и подготовке к печати этого издания.

В середине XIX века М.М. Красовский написал трехтомный труд «Область сибирских киргизов», в котором даны подробные историко-статистические, географические и этнографические сведения из жизни казахов Северо-Восточного Казахстана.

В 60–90-е годы XIX века Г.Н. Потанин совершил ряд крупных путешествий по Казахстану, Центральной Азии, Монголии, Урянхайскому краю, Китаю и Тибету. Во время путешествий изучал и собирал фольклор казахов. Находился в дружеских отношениях с представителями казахского народа А. Бокейхановым, М. Шормановым, К. Оскенбайулы, И. Сатпаевым, а также султаном Шынгысом Уалихановым. Ученым были подготовлены статьи с анализом казахских сказок, поверий и суеверий, образцов казахской народной поэзии, истории и этнографии. В частности, он написал такие статьи о жизни казахов, как «На киргизской ярмарке», «Торговля у киргиз», «Шон би», «О казак-киргизских поколениях», «В юрте последнего киргизского царевича» и другие.

А. Диваев был членом Туркестанского кружка любителей археологии и Русского географического общества. До 1917 года А. Диваевым было опубликовано более 100 историко-этнографических работ. Ученый подчеркивал важность фольклорных материалов при освещении истории Казахстана. Он записал такие сказки, как «О плешивом мальчике», «Жалмауз кемпир». Им были опубликованы статьи «Киргизские болезни и способы их лечения», «Небесные планеты по воззрениям киргиз». В соавторстве с другими русскими учеными А. Диваевым было собрано около 4000 казахских пословиц и поговорок.

Большое впечатление произвел Казахстан на выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. В 1833 году поэт путешествовал по местам Пугачевского восстания, в том числе посетил Уральск и Оренбург. Большой интерес у Пушкина вызвало устное народное творчество казахов. Он интересовался историей народа, его культурой и бытом. В этот же период А.С. Пушкиным в Уральске был записан один из вариантов казахского эпоса «Козы Корпеш и Баян Сулу».

Около восьми лет на территории Казахстана жил и трудился один из известных ученых-этнографов России Владимир Иванович Даль. Находясь в Казахстане, В.И. Даль проявлял большой интерес к жизни простых кочевников и к их быту. В одном из своих писем он писал: «Живу опять на кочевке, где так хорошо, так хорошо, что не расстался бы». Общаясь с представителями казахского народа, В.И. Даль изучал обычаи, обряды и быт. Им был написан ряд рассказов из жизни казахов, такие как «Майра», «Полуношник». Но самой известной работой стала его повесть «Бикен и Мауляна». В 1845 году эта повесть была издана в Париже на французском языке. Благодаря ей европейские читатели узнали о существовании такого народа, как казахи.

К середине ХIХ века Казахстан становится местом политической ссылки. Сюда были сосланы многие участники восстания декабристов и кружка петрашевцев, участники ряда польских восстаний.

Девять лет отбывал ссылку в Казахстане русский поэт А.Н. Плещеев. Находясь в Ак-Мечети, он вместе с казахами участвовал в походах против кокандцев. С большим уважением и любовью поэт отзывается о казахах: «Любо было посмотреть на них. Славный народ, нечего сказать, и невольно полюбишь их...». Он через всю свою жизнь пронес искреннюю любовь и уважение к казахскому народу.

В ссылке находился также польский революционер-демократ Адольф Янушкевич. В 40-х годах ХІХ века он принимает деятельное участие в экспедиции по Центральному Казахстану. Во время путешествия он вел дневник, который впоследствии был издан на польском языке. В своих дневниках он описывал историю, жизнь, быт, обычаи и обряды жителей Степи. В одном из своих писем он очень тепло отозвался о казахском народе: «Народ, который одарен творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации... придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые смотрят на него сверху вниз».

В период с 1847 по 1857 годы на территории Младшего жуза отбывал ссылку великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко. Основной причиной ссылки стали вольнолюбивые стихотворения поэта. В своих произведениях он высказывал мысль и горячее желание об обретении украинским народом свободы и независимости. В 33-летнем возрасте он был отдан в солдаты в отдельный Оренбургский корпус. Великий украинский поэт, талантливый художник стал политическим ссыльным и солдатом Российской империи. Ему даже было запрещено рисовать. Солдатскую службу он проходил в Оренбурге, Орске, на полуострове Мангистау в Новопетровском укреплении. Между Т. Шевченко и местными казахами установились теплые дружеские отношения.

Царское правительство категорически запретило ему писать о казахах. Несмотря на этот запрет, Т. Шевченко написал повесть «Варнак», в которой ему удалось описать нелегкую жизнь кочевников. Впоследствии он издал повесть «Близнецы», в которой это направление получило дальнейшее развитие. Все свои творения поэт тайком записывал в маленькие, сделанные им самим книжечки и прятал их в голенище сапога. В них вошло около 120 произведений: автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахстанской природы.

Научные учреждения и комплексные исследования на территории Казахстана. Значительную роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество (РГО), которое имело на территории Казахстана и сопредельных территориях отделы и подотделы: в Оренбурге, Омске, Семипалатинске и Ташкенте.

После создания на территории Казахстана областей в 70-е годы XIX века были повсеместно открыты статистические комитеты, которые собирали ценные сведения по истории, культуре и хозяйству населения Казахстана. Эти материалы публиковались в ежегодных «Обзорах» и «Памятных книжках» областей.

Большую работу по изучению истории Западного Казахстана проводила Оренбургская ученая архивная комиссия. Она была создана в 1887 году. На заседаниях комиссии обсуждались доклады, подготовленные на основе архивных источников. Эти материалы стали выходить как «Труды Оренбургской ученой архивной комиссии».

В конце XIX – начале XX вв. степные уезды Казахстана были исследованы особой группой во главе со статистом Ф. Щербиной. Участниками экспедиции были подготовлены многотомные «Материалы по киргизскому землепользованию». В работе этой группы участвовали и образованные казахи различных уездов Казахстана. Весьма ценные сведения были собраны во время проведения первой Всероссийской переписи населения Российской империи 1897 года. Здесь содержались сведения о хозяйственной деятельности, культуре, истории и численности населения Казахстана.

В XIX – начале XX вв. свои работы-исследования о Казахстане оставили немецкие, английские и французские ученые. Юго-Восточный Казахстан был подробно исследован английским путешественником и художником Т. Аткинсоном. В 1848–1855 годах он находился в кочевьях казахов Семиречья. Ему удалось собрать ценные сведения из жизни местного населения. Он сделал и многочисленные зарисовки бытовых сцен жизни кочевников как художник. Немецкий географ, этнограф и историк Ф.фон Хелльвальд подготовил фундаментальный труд «Центральная Азия. Ландшафты и народы». Он описал бытовую жизнь казахов, их взаимоотношения с соседними народами. Француз Ш.Е. Ужвальди де Мезе-Ковез оставил подробные исследования о городах Южного Казахстана.

ТЕЗИСЫ

Изучение Казахстана русскими учеными

В.И. Даль

За 8 лет пребывания в Оренбургском крае он собрал образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1839–1840 гг. участвовал в Хивинском походе русских войск, о чем писал в своих письмах. В 1836–1838 гг. он выразил сочувствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. В.И. Даль написал ряд произведений, среди них повесть «Бокей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.

А.С. Пушкин

В 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании посетил Казахстан. В «Истории Пугачевского бунта» имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в Крестьянской войне казахов, об общности целей восставших с интересами казахов. В Уральске А.С. Пушкин записал поэму «Козы Корпеш – Баян Сулу».

Карелин и Бутаков

В 30–40-х годах XIX в. начался новый этап в изучении Казахстана. Известное значение для науки имели экспедиции 1848–1849 гг. Г.С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточняли глубину Аральского моря и впадающей в него Сырдарьи, составляли карты.

А. Левшин

Огромное познавательное значение имело обобщающее трехтомное исследование А. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей».

Е.П. Ковалевский, Н.А. Северцов, П.И. Небольсин

Путешественники Е.П. Ковалевский, Н.А. Северцов, П.И. Небольсин и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, обозначением местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. В изучении Казахской степи ведущую роль играли экспедиции, организованные Русским географическим обществом.

 

Ссыльные революционеры

В 1826–1828 гг. в Иртышских крепостях были декабристы П. Коновницын, М. Лаппа. В ссылке в Оренбурге находились А. Горжанский, А. Жемчужников, А. Салтанов, И. Лушников, А. Янушкевич и др. Декабристы ссылались и в города Северного Казахстана.

М. Муравьев-Апостол получил от коменданта Бухтармы разрешение лечить местных жителей. В своих воспоминаниях он пишет, что «много лечил, много помог в Бухтарме».

Из сосланных в Казахстан декабристов особо выделялся С. Семенов. Выпускник Московского университета, магистр этико-политических наук, он, находясь в ссылке, по решению Омского областного правления служил в Усть-Каменогорске, позже стал врачом. Участвовал в экспедициях знаменитых немецких ученых-исследователей – Гумбольдта, Эренберга, Розе, много ездил по Казахстану, знакомился с жизнью коренного населения.

В экспедиции по изучению северо-восточного побережья Каспийского моря участвовал Г. Карелин, а В. Вольховский – в экспедиции 1825 г. в Бухару. Составленная тогда В. Вольховским «Карта племен Младшего жуза» по сей день считается ценным источником.

История первого в Оренбурге музея также связана с именами декабристов. Открытый в 1831 г. при Неплюевском кадетском корпусе музей демонстрировал историю этого края и быт населения. В собрании экспонатов для музея активное участие принял хан Жангир. Подобный музей был организован и в Уральске.

Среди декабристов были исследователи, занимавшиеся историей казахского народа. Опубликованный в 1867 г. в Петербурге труд декабриста И. Завалишина «Описание Западной Сибири» содержал раздел о казахах.

В очерке А. Коровкова «Поездка в Илийскую крепость» содержатся прекрасные отзывы о казахской земле, ее беспредельных просторах и богатстве.

Декабристами был создан тайный революционный кружок. В него вошли П. Величко, майор А. Кучевский, X. Старков, Г. Карелин и др. Они установили связь с участниками польского освободительного движения. В 1827 г. кружок был раскрыт, а его члены сосланы в Сибирь.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, осужденный в 1849 г. по делу М. Петрашевского за «распространение идей Белинского», был сослан в Сибирь. После окончания четырехлетнего срока каторжных работ в Омске был переведен в Семипалатинск в качестве солдата. Пребывание Ф.М. Достоевского в Семипалатинске и его взаимоотношения с местными жителями оставили глубокий след в творческой деятельности писателя. Писатель внимательно относился к истории края и собирал археологические материалы. В Семипалатинске Достоевский встретился с Шоканом Уалихановым, с которым познакомился еще в Омске.

Многие прибывшие в Казахстан петрашевцы занимались востоковедением. Поэты А. Баласогло и Д. Ахшарумов исследовали казахстанскую тематику. Из писем известного востоковеда А. Макшеева и петрашевца Н. Момбелли можно почерпнуть много сведений о стране казахов. Исследователь А. Макшеев описал аральскую экспедицию, организованную А. Бутаковым. Сообщая о маршруте от крепости Раим до острова Косарал, А. Макшеев рассказал о тяжелом положении кочевых казахов. Петрашевцы способствовали распространению идей русского демократического движения среди представителей казахского народа.



Сообщить об ошибке