Скачай приложение iTest
Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате
Абай Кунанбаев
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Будущий поэт родился в 1845 году в Чингисской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской области. При рождении его назвали Ибрагим. Но самые близкие люди стали называть его вторым именем Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый и внимательный».
Абай вырос в религиозной семье, глубоко почитающей каноны ислама. Его отец Кунанбай-кажы был влиятельным управителем рода тобыкты, хорошим знатоком русского языка. Общался с представителями передовой русской интеллигенции. У Кунанбая была богатая библиотека, состоявшая из книг на арабском, персидском и тюркских языках. Он занимал должность старшего султана в Каркаралинском округе, не будучи султанского сословия. В конце своей жизни совершил хадж в Мекку, построил там для паломников из Казахстана отдельную гостиницу. Вернувшись из паломничества, он отошел от мирской жизни.
Дед Абая Оскенбай был одним из самых уважаемых казахских биев Северо-Восточного Казахстана. Оставил после себя мудрые изречения и назидания. К нему обращались казахи самых отдаленных родов. Прадед Абая Ыргызбай также был известным бием и батыром.
Абаю удалось одновременно учиться как в начальной мусульманской, так и светской русской школе в городе Семипалатинске. С детства его окружали книги. Его отец выписывал газеты и журналы. Позднее эту практику продолжил будущий поэт. Он был знаком с арабско-персидской, старотюркской и западноевропейской литературой. Абай имел прекрасные познания в казахском обычном праве и исламе. Даже муллы опасались вступать с ним в споры и дискуссии. Абай считался прекрасным знатоком народного фольклора. Свои первые стихи он начинает писать в детские годы.
Отец, желая подготовить Абая к должности будущего правителя своего рода, забирает его к себе в аул. Здесь он стал много общаться с биями и поэтами, музыкантами и степными мыслителями.
Огромное влияние на формирование личности будущего поэта сыграло его общение с представителями передовой российской интеллигенции. В то время в Казахстан ссылали многих участников национально-освободительных движений, боровшихся за независимость своей родины. Это были представители образованнейшей части польской и украинской интеллигенции. Среди ссыльных были и представители русского общества, противопоставлявшие себя царизму. Они оказали значительное влияние на формирование взглядов и убеждений Абая. Это были Е. Михаэлис, С. Гросс, Н. Коншин, Н. Долгополов и другие. Они нередко гостили у Абая. Именно благодаря им казахский поэт познакомился с произведениями представителей передовой русской культуры.
Великий поэт усиленно занимался самообразованием. Он был подписчиком различных российских газет и журналов. Его избрали действительным членом Семипалатинского статистического комитета.
Абай начал писать стихи еще в детском возрасте. Но впервые его имя становится широко известным с середины 80-х годов XIX века, когда он написал под своим именем стихотворение «Лето». Абай был автором таких поэтических и прозаических произведений, как «Искандер», «Сказание об Азиме», «Гаклия» и другие.
Великий поэт и мыслитель призывал казахов к образованию. Абай считал, что через воспитание и обучение можно избавить молодежь от пороков, хамства и грубости. В своих произведениях он желал народу стремиться к прогрессивному развитию, быть людьми благими и мыслящими разумно, поступающими справедливо. Считал обязательным отдавать себе отчет о прожитых днях. Абай негативно отзывался о невежественных муллах, которые не способны повести народ к знаниям, грамотности и культуре. Он призывал молодежь отказаться от пяти пороков: склоки, лжи, бахвальства, лени и бесцельного времяпрепровождения. В то же время считал, что надо стремиться к пяти благородным качествам: дерзанию, труду, глубоким размышлениям, сознательному ограничению себя в чем-либо и доброте.
Мыслитель считал, что можно называться человеком только тогда, когда кто-либо из детей станет жаждать наук и знаний с искренней любовью. По мнению Абая, настоящим человеком можно стать, если сработают три фактора. Во-первых, если у ребенка будет хорошая наследственность; во-вторых, если будет хорошая социальная среда или окружение; в-третьих, если будет целенаправленное воспитание.
В вопросе просвещения он показывал личный пример: своих детей он устраивал в российские учебные заведения. Так, сына Абдрахмана он отдал в Тюменское реальное училище, затем – в Михайловское артиллерийское училище.
Прекрасное знание русского языка позволило поэту перевести ряд произведений русского поэта М.Ю. Лермонтова на казахский язык. В частности, его перу принадлежат переводы таких его произведений, как «Демон», «Молитва», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу...», «Парус», «Дары Терека». Абаю же принадлежит авторство в переводе отрывков из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Абай увлекался и переводами басен Крылова на казахский язык.
Поэт был похоронен рядом с младшим братом Оспаном в местности Жидебай, что находится в Шынгыстауских горах на территории современной Восточно-Казахстанской области. В честь поэта потомки воздвигли мазар.
Абай имел трех жен и был отцом 20 детей. Он сумел подготовить талантливых учеников. Его последователями были близкие родственники и ученики – Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауйя.
Свои стихи Абай не собирал. Позднее его стихотворения и переводы стал собирать сын Турагул. В 1909 году благодаря поэту Какитаю в Казани вышел первый сборник стихов великого поэта. Стихотворения были изданы под редакцией известного общественного деятеля А. Бокейханова.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и его выдающихся заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.
ТЕЗИСЫ
Абай Кунанбаев |
|
---|---|
Великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор. |
|
Годы жизни |
1845–1904 |
Настоящее имя |
Ибрагим |
Родился |
В Чингисских горах Семипалатинской области |
Отец |
Кунанбай |
Дед |
Ускенбай |
Мать |
Улжан |
Род |
Тобыкты из племени аргын |
Место учебы |
Медресе Ахмета Ризы |
Сыновья |
Абдрахман, Магауия |
Сын Абдрахман |
закончил Петербургское артиллерийское училище |
Поэмы |
«Искандер», «Масгуд» |
Художественно-философская проза |
«Гаклие» |
Ученики Абая |
Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия |
Умер |
В 1904 году |
Место захоронения |
Урочище Жидебай в Чингисских горах |