Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Культура XVIII века

Конспект

Культура XVIII века

В XVIII веке царское правительство начало активно исследовать историю, этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после 30–40-х годов, когда часть населения Младшего и Среднего жузов приняла российское подданство. В XVIII веке казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов-жырау и биев.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768–1774 гг. одну из таких экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П.С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И.П. Фальк и И.Г. Георги. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях. Здесь содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Исследователь И.Г. Георги организовал самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он подготовил и опубликовал обстоятельную работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». В этой книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

Инициатор Киргиз-кайсацкой экспедиции И.К. Кириллов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах». В нем автор подробно описал казахские и каракалпакские земли. Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П.И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, о процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И.Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков». Автор долгое время служил на Сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жизнью и бытом местного населения. В своей книге он оставил подробные сведения об истории и границах Среднего жуза.

XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого быта особенно было развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени.

Одним из известных казахских жырау был Актамберды Сарыулы. Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. В 50-х годах XVIII века он был во главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Все творчество Актамберды Сарыулы было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на территории Восточно-Казахстанской области.

В XVIII веке особой популярностью среди казахов пользовался жырау, бий, прекрасный знаток казахского обычного права и шежере, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы. Он родился и вырос на территории современного Баянаульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Его отец Калкаман был батыром и стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. В народе он был известен как святой – «комекей аулие». Бухар жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельнейших биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. Основная тема сочинений Бухар жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахстан станет сильным, централизованным и полностью независимым государством.

Одним из современников и близких по духу к Бухар жырау был Умбетей жырау Тулеулы из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были созданы жоктау (плач) и естирту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

Татикара жырау родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области. Участвовал в войне с Цинской империей. Входил в ближайшее окружение хана Абылая, участвуя во многих его военных походах. Своим личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во имя родины. В своих произведениях призывал батыров к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его воинов.

Акыны-импровизаторы Котеш и Тлеуке Кулекеулы создавали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный в народе Шал-акыном, родился и вырос в семье именитого батыра Кулеке, проживавшей на берегу реки Есиль (территория современной Акмолинской области). Как акын прославился в возрасте 15 лет. Он презирал лесть. Для него превыше всего были честь и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и справедливыми.

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII века передавались из поколения в поколение в устной форме. И только лишь в XIX–XX веках стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

Из-за отсутствия у казахов широко распространенной письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены. Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы, так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме.

Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбека, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы.

В XVIII веке и в последующее время в каждой казахской семье вели шежире. Это слово имеет тюрко-монгольское происхождение. У монголов слово «цэжере» означает «память». Такой же перевод имеет схожее тюркское слово «седжере». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям умело управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно упорядочивало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т. д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, военные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А. Бокейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш. Кудайбердыулы и другие.

Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В изучаемое время у казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз, шертер, жетиген, саз-сырнай, шанкобыз, дангыра, асатаяк, сыбызгы, дауылпаз и другие.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни. Высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Поэтому степняки больше всего заботились о сохранении своей репутации. Они старались проявлять лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и предкам и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное осуждение и порицание.

Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов. Акыны считались любимцами народа.

Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невесты исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха невесту встречали песней-назиданием – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).

Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как «Козы Корпеш – Баян сулу» «Кыз Жибек», а также кюи, например, «Аксак кулан», «Жошыхан», «Кобыланды батыр» и другие.

Материальная культура казахов того периода является показателем экономики. Она соответствовала хозяйственной деятельности казахского общества, кочевому скотоводству. Вместе с тем большое влияние на кочевую культуру оказывала хозяйственная деятельность земледельцев и торговцев оседлого населения.

XVIII век в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями.

Социально-экономические и политические изменения в Казахстане, происходившие под влиянием его постепенного присоединения к России, колонизация Степи империей обусловили перемены в культурной и духовной жизни общества. Важным фактором явилось изучение Казахстана русскими и зарубежными учеными. Исследования российских ученых, несмотря на их значимость, должны использоваться с их недостатками и в сравнении с другими источниками, прежде всего произведениями устного народного творчества, духовного наследия и этнографических особенностей казахского народа.

ТЕЗИСЫ

 

Исследование Казахстана русскими учеными в XVIII веке

Экспедиция А. Бековича-Черкасского

Первая крупная военная экспедиция в Казахстан окончилась безрезультатно.

Экспедиция И.Д. Бухгольца

Была организована по личному распоряжению Петра I: ученые занимались в рамках экспедиции исследованием Иртышского региона.

И.Г. Ренат

Пленный шведский офицер-картограф, который начертил «Карту Джунгарии», которая впервые была опубликована в «Записках русского географического общества».

И.Г. Андреев

Писал о Среднем жузе.

Я. Гавердовский

Писал о Младшем жузе.

Г.Ф. Миллер

Прозван «Отцом Сибирской истории». Его труд «Сибирская история» содержит ценные сведения о Среднем жузе.

К. Миллер

Принимал участие в освобождении султана Абылая из джунгарского плена.

П.И. Рычков

Автор трудов «Топография Оренбургского края», «История Оренбургская». Его называли «Колумбом Оренбургского края».

Н.П. Рычков

Известен его труд «Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 году», где автор впервые описал бегство волжских калмыков через казахские степи и описал могилу Абулхаир-хана.

Паллас

Автор труда «Путешествие по разным провинциям российского государства».

Зарубежные путешественники, которые изучали Казахстан

Паллас, Георги, Фальк.

 

Казахские жырау XVIII века

Бухар жырау, Умбетей жырау, Татикара

Воспевали Абылая

Бухар жырау

Сын батыра Калкамана, один из выдающихся представителей казахской литературы XVIII века, советник хана Абылая.

Татикара

Его произведения являются серьезным источником в изучении эпохи Абылая.

Умбетей жырау

Постоянный участник поэтических состязаний, получил известность благодаря своим философским рассуждениям.

Актамберды жырау

Воспевал подвиги казахских батыров: Кабанбая, Богенбая и т. д.

Жанак

Яркий представитель казахской поэзии XVIII века. Вошел в историю как акын-импровизатор. Известен айтыс Жанака с Орынбаем. Является автором одного из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян Сулу»



Сообщить об ошибке