Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. Цитирование

Конспект

Существует всего четыре типа введения чужой речи в предложение. Это собственно прямая речь, косвенная речь, диалог и несобственно-прямая речь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Существует порядок передачи чужой речи. Чужая речь – это то, что говорит или пишет другой человек.

Предложение с косвенной речью: говорящий пересказывает (передаёт) содержание чужой речи с помощью сложноподчинённого предложения: Тренер мне посоветовал, чтобы я глубже дышал.

Предложение с прямой речью: говорящий точно, дословно, воспроизводит чужую речь, передаёт её как бы от лица того, кому она принадлежит: Тренер мне посоветовал: «Надо глубже дышать, Валентин».

Слова автора могут сообщать, кому принадлежат чужие слова (прямая речь), могут обрисовать манеру, способ говорения, интонацию, указать на мимику, жесты, которыми сопровождается прямая речь: Капитан крикнул: «Купаться!» (Л.Н.Толстой).

Условные обозначения прямой речи, принятые в учебниках.

П, п – прямая речь, А, а – слова автора.

  • А: «П».
  • «П», – а.
  • «П!» – а.
  • «П?» – а.
  • А: «П?».
  • «П, – а. – П».
  • «П? – а. – П».
  • «П! – а. – П».
  • «П, – а, – п?»

Возможные слова и обстоятельства, вводящие прямую речь.

Слова, обычно вводящие прямую речь в предложение: cпросить, осведомиться, любопытствовать, заговорить, допытываться, добавить, лепетать, закончить, успокоить, кричать, шептать, бормотать, возразить, перебить, вставить и др.

Возможные обстоятельства речи: шепотом, басом, звонко, глухо, чётко, скороговоркой, неспешно, дружелюбно, доброжелательно, сочувствуя, миролюбиво, с расстановкой, укоризненно, с упрёком, одобрительно и др.

Диалог – это разговор, как минимум, двух лиц. При диалоге каждая реплика пишется с новой строки, кавычки при этом не употребляются и перед каждой репликой обязательно ставится тире.

Цитаты – это выдержки из высказываний кого-либо, которые приводятся для подтверждения своей мысли.

  • Цитаты могут находиться при словах автора и передавать прямую речь. В данном случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью.
  • Цитата может включаться в авторскую речь. Здесь она пишется с маленькой буквы и выделяется кавычками.
  • Когда приводят слова из стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника, кавычки не ставятся:

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Эпиграф – изречение, цитата откуда-либо, которое помещается перед произведением или его частью. Эпиграф не выделяется кавычками, а ссылка на источник находится на следующей строке.

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь (П) после авторских слов (А)

А: – П. (П? П! П...) Отец сказал: – Это замечательно!
А: «П». Отец сказал: «Я подумаю об этом».

А: «П?»

Отец спросил: «Почему так поздно?»
А: «П!» Отец воскликнул: «Лентяй!»

А: «П...»

Отец проговорил: «Ну что ж...»

Прямая речь (П) перед авторскими словами (а)

«П», – а.

«Я подумаю об этом», – сказал отец.
«П?» – а. «Почему так поздно?» – спросил отец.
«П!» – а. «Лентяй!» – воскликнул отец.
«П...» – а. «Ну что ж...» – проговорил отец.

Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)

«П, – а, – п».

«Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня».
«П, – а. – П». «Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра».
«П? – а. – П». «Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше».
«П! – а. – П». «Лентяй! – воскликнул отец. – Надо лучше заниматься».
«П... – а. – П». «Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать».
«П, – а: – П». «Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда».

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)

А: «П», – а.

Отец сказал: «Я подумаю об этом», – и вышел из комнаты.
А: «П!» – а. Воскликнув: «Ты лентяй!» – отец схватился за ремень.
А: «П?» – а. Отец спросил: «Почему так поздно?» – и ушел, не дожидаясь ответа.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Косвенная речь, наряду с прямой речью, является способом передачи чужих слов. В отличие от прямой речи предложения с косвенной речью служат для передачи лишь смысла, сказанного другим лицом, не сохраняя стилистических особенностей оригинального высказывания. С синтаксической точки зрения  косвенная речь выступает как придаточное предложение в сложноподчинённом, где роль главного предложения играют авторские слова.

Придаточное предложение, содержащее косвенную речь, следует за главным и присоединяется к сказуемому с помощью союзов и относительных слов, характерных для придаточных изъяснительных, как что, чтобы, будто, якобы, как будто, где, куда, когда, откуда, какой, который и пр.

Союз что указывает на то, что говорящий уверен в достоверности информации, и употребляется при замене повествовательного предложения чужой речи: Мне сказали, что пора собираться в дорогу.

Союзы будто, как будто указывают, что говорящий сомневается в точности передаваемой информации: Вчера рассказывали, будто перед этим он выпил целый бочонок вина.

Относительные слова что, какой, где, когда, куда и пр. употребляются при замене вопросительного предложения прямой речи: Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются относительно человека, передающего чужую речь:

  • Тогда он сказал, что вернётся через час. – Тогда он сказал: «Вернусь через час».
  • Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером. – Она попросила: «Зайди за мной вечером».

Обращения, междометия, звукоподражания и т. п., использующиеся в чужой речи, в косвенной речи опускаются, а их значение передаётся словами, близкими по смыслу: Я крикнул: «Эй! Ты, случаем, не заблудился?» – Я окликнул его и спросил, не заблудился ли он.

Иногда в косвенной речи сохраняются дословные выражения чужой речи. На письме это передаётся с помощью кавычек.

ЦИТАТЫ И СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты – это один из видов прямой речи в русском языке. Цитирование можно применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путём ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность. Благодаря цитированию автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.

Способы цитирования.

В русском языке существуют три основных способа цитирования.

  1. Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти»? либо «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», – так говорил Юлий Цезарь.
  2. Ввести цитату можно и с помощью косвенной речи с применением союза что. Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы: Ф. Раневская говорила, что «одиночество – это состояние, о котором некому рассказать».
  3. Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками: Как говорил Гораций, «Гнев – это кратковременное безумие» либо Л. Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
  4. Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки:

А. Грибоедов «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию.

  1. Цитируемый текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
  2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
  3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты важно следить за логической завершенностью выражения.
  4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.
  5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав – ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник.

 



Вопросы
  1. Предложение, соответствующее схеме:

    «П, – а, – п».

  2. Схема, соответствующая предложению:

    Скажите спросила его Елена между вашими товарищами были замечательные люди

  3. Схема, соответствующая предложению:

    «Из всех моих сражений говорил позже Наполеон самое ужасное то которое я дал под Москвой».

  4. Предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не расставлены): «П!» – а.

  5. Предложение с пропущенным знаком препинания

  6. Знаки препинания, пропущенные в предложении с прямой речью:

    «Спасибо, что все это рассказал» глухим голосом сказал Олег.

  7. Схема, соответствующая предложению:

    Отпусти его шепнул я на ухо Бирюку я заплачу за дерево.

  8. Схема, соответствующая предложению:

    Вы здесь спросила она А мы вас ищем.

  9. Косвенная речь в предложении

  10. Схема, соответствующая предложению:

    Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик.

  11. Правильный вариант расстановки знаков препинания

  12. Пропущенный знак препинания в диалоге:

     Кто это – спросил звучный голос.

    – А ты кто сам?

    – Я здешний лесник.

  13. Пропущенный знак препинания в диалоге:

    Павел прислушался:

    Это кулички летят, посвистывают.

    Куда ж они летят?

    А туда, где, говорят, зимы не бывает.

    А разве есть такая земля?

    Есть.

    Далеко?

    Далеко, далеко, за тёплыми морями.

  14. Пропущенный знак препинания в диалоге:

    – Можно я вас буду писать? – спросила девушка.

    – Как это – не понял старик.

    – Рисовать вас.

  15. Пропущенный знак препинания в диалоге:

    - А вы, Максим Максимыч, разве не едете?

    - Нет-с.

    - А что так

    - Да я ещё коменданта не видал, а мне надо сдать ему кой-какие казенные вещи...

  16. Пропущенный знак препинания в диалоге:

    Я должен извиниться перед вами, Анна Сергеевна. Вы не можете не гневаться на меня.

    Нет, я на вас не сержусь, Евгений Васильевич, – отвечала Одинцовано я огорчена.

  17. Пропущенный знак препинания в диалоге:

    – Вон столбовая дорога!

    – А строение?

    – Трактир, – сказала девчонка.

    – Ну, теперь мы сами доедем, – сказал Селифан, ступай себе домой.

  18. Правильное пунктуационное и графическое оформление прямой речи

  19. «П, – а. – П». Данной схеме соответствует предложение (знаки препинания не расставлены)

  20. Господин полковник мягко щёлкнув шпорами и приложив руку к козырьку, сказал Карась разрешите доложить? (поставлена только запятая, не связанная с расстановкой знаков при прямой речи).

    Верное оформление данного предложения с прямой речью отражено в схеме

  21. Цитата введена с помощью косвенной речи в варианте

  22. Он сказал мальчикам (?) «Кажется (?) я заблудился (?) можно сесть?»

    В данном предложении пропущены (в порядке следования)

  23. Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение с придаточным

  24. Предложение с косвенной речью

  25. Предложение, которое пунктуационно можно оформить и как предложение с прямой речью, и как предложение с косвенной речью

  26. Прямая речь есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

  27. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется

  28. Укажите схему прямой речи, которой соответствует следующий текст:

    Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол. (А.С. Пушкин)

Сообщить об ошибке