Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Лексика и фразеология (общие понятия)

Конспект

Лексикология – раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексика (от греч.— словесный, словарный) – словарный состав, совокупность слов языка. 

Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Слова в русском языке могут иметь одно или несколько лексических значений. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Запах, м. Свойство вещества, воспринимаемое обонянием: запах цветов, приятный запах. Заучить, -учу, учишь; заученный; сов., что. Уча что-нибудь, запомнить твёрдо: заучить правило, заученный жест (много раз повторяемый, ставший уже автоматическим).

Слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными. Рукав, , мн. , м. 1. Часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя: короткие рукава. 2. Отделившийся от главного русла водяной поток: рукав реки. 3. Труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.): пожарный рукав. Уткнуться, -нусь, -нёшься; сов., во что (разг.). 1. Ткнувшись, погрузиться, спрятаться. Уткнуться головой в подушку. 2. перен., во что. Погрузиться в какое-нибудь занятие, внимательно рассматривая что-нибудь; углубиться в чтение (неодобр.). Уткнуться в книгу.

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Конкретное значение многозначного слова может быть определено только в контексте, в сочетании с другими словами. Дети играли в саду. — Сегодня играют молодые артисты, выпускники Щукинского училища. — Солнечные лучи играют на поверхности воды.

При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные —переносными. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – это перенос наименования по сходству: спелое яблоко — глазное яблоко (по форме); нос человека — нос корабля (по месту расположения); шоколадный батончик — шоколадный загар (по цвету). Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности: закипает вода – закипает чайник; фарфоровое блюдо – вкусное блюдо; самородное золото – скифское золото. Синекдоха (от греч. synekdoche – соподразумевание) – это перенос названия целого на его часть и наоборот: густая смородина — спелая смородина; красивый рот — лишний рот (о лишнем человеке в семье).

 

Слово как единица лексики. Лексическое значение слова

Слово – это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, отношений, процессов и т. д.). Значения слов фиксируются в толковых словарях.

Словарь – книга, содержащая перечень слов или других языковых единиц (морфем, словосочетаний, фразеологизмов), размещённых в определенном порядке, чаще всего алфавитном. Словари бывают энциклопедическими и лингвистическими. Энциклопедические словари описывают сам объект вне языковой действительности и стараются представить максимальное количество признаков этого объекта. Лингвистические словари описывают языковые единицы. Лингвистические словари можно разделить на две группы: толковые, описывающие лексическое значение слов (попутно также отражающие его написание, ударение, часть речи, отдельные грамматические формы), и аспектные, описывающие слова с точки зрения их написания (орфографические), произношения (орфоэпические), морфемного состава (морфемные), словообразовательной производности (словообразовательные), грамматических форм (грамматические), происхождения (этимологические, иностранных слов), а также с точки зрения их взаимоотношений с другими словами (словари синонимов, антонимов, сочетаемости и др.).

 



Вопросы
  1. Ряд многозначных слов

  2. Ряд многозначных слов

  3. Раздел языкознания, который изучает словарный состав, особенности употребления слов, называется

  4. Ряд однозначных слов

  5. Однозначное слово

  6. Многозначное слово

  7. Словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении

  8. Словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении

  9. Словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении

  10. Ряд синонимов

  11. Однозначные слова

  12. Характерный для кого-либо запас слов

  13. Ряд многозначных слов

  14. Слово золотой употреблено в переносном значении в словосочетании

  15. Многозначным является слово

  16. Многозначными являются слова

  17. Многозначным является слово

  18. Значение самый благоприятный, наилучший имеет слово

  19. Чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо – такое значение имеет слово

  20. Укажите ряд многозначных слов.

  21. Однозначные слова

  22. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов.

  23. Укажите многозначное слово.

  24. Укажите однозначное слово.

  25. Ряд многозначных слов

  26. Ряд многозначных слов

  27. Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, называются

  28. Укажите слова-архаизмы.

  29. Укажите словосочетания с переносным значением.

  30. Укажите многозначные слова.

  31. Определите слова-омонимы.

  32. Иноязычные слова, которые называют явления жизни, быта, культуры, предметы обихода, профессии и т. д.

  33. Укажите типы лексем (слов) по значению.

  34. Определите лексические образования, которые пишутся через дефис.

Сообщить об ошибке