Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье

Конспект

Причины переселения уйгуров и дунган в Семиречье.

Одним из самых известных событий в истории Казахстана в XIX веке стало переселение уйгуров и дунган в Семиречье. Уйгуры – древний тюркоязычный народ Центральной Азии, издавна расселявшийся на территории Восточного Туркестана. Этноним дунгане в переводе с тюркского означает «возвратившийся народ». Дунганский язык относится к китайско-тибетским языкам, их родина – китайские провинции Ганьсу и Шэньси.

В 50-х годах XVIII века Джунгария и Восточный Туркестан были завоеваны правившей в Китае маньчжурской династией Цин и включены в состав Цинской империи под названием Синьцзян – «Новая граница».

В течение XVIII века и в первой половине XIX века дунгане и уйгуры неоднократно поднимали восстания против правительства, боролись за обретение национальной независимости. Восстания жестоко подавлялись китайскими властями. В ходе борьбы уйгуров и дунган в илийском крае образовался Илийский султанат – государственное объединение, раздираемое внутренними противоречиями. После захвата данного региона российскими войсками в 1871 году обстановка несколько стабилизировалась, были созданы местные органы власти, находящиеся под наблюдением царской администрации. 

Под давлением мировой общественности начались переговоры о возвращении края Китаю. Возник вопрос о дальнейшей судьбе уйгуров и дунган. В 1881 году между двумя империями был заключен Санкт-Петербургский мирный договор, по которому уйгуры и дунгане получили право переселиться на территорию Семиреченской области. Тогда перейти границу изъявили желание около 100 тыс. уйгуров, дунган и небольшая часть казахов. 

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье.

Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в декабре 1877 г. Тогда около 4 000 дунган, спасаясь от преследований, добрались до Семиречья. Второе переселение дунган произошло в 1884 г., тогда же переселилась часть уйгуров. 

Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Среднюю Азию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, попытка ослабления экономической базы Китая в Кульджинском регионе, во-вторых, использование переселенцев в качестве военной силы против Китая в случае осложнения военно-политической ситуации. Переселяя эти народы, царские власти не поинтересовались мнением местного казахского населения, поскольку к тому времени земля в Семиречье уже была объявлена государственной собственностью. 

Уйгуры и дунгане старались селиться компактно и пытались сохранить земляческие связи. Мигранты были размещены в основном в Жаркентском и Верненском уездах Семиреченской области.

Численность уйгуров и дунган на территории Казахстана постепенно росла. В 1897 году в Казахстане проживало 56 тыс. уйгуров и 14 тыс. дунган. 

Социальное и экономическое положение переселенцев.

На прежнем месте уйгуры и дунгане оставили обработанные ими земли, сады, огороды, а также дома, поэтому в первые годы испытывали некоторые трудности. Им приходилось жить в палатках и шалашах, поскольку в Семиречье лес был очень дорогой. Не хватало семян, скота, строительных материалов и орудий труда. Некоторые переселенцы вернулись обратно в Илийский край. 

Несмотря на то, что по правилам переселения мигранты должны были получить по 10 десятин земли на каждого человека мужского пола, им выделили небольшие участки земли. Так, если русские переселенцы получали по 20–25 десятин земель на каждую мужскую душу, то уйгуры и дунгане – по 5–7.

Кроме всего прочего, им выделяли участки, нуждающиеся в искусственном орошении. Такие земли зачастую были каменистыми и неплодородными, и поэтому осваивались только на треть. В результате часть дунганского населения нищала. Более того, переселившиеся в города продолжали платить налоги в волостях, куда первоначально были приписаны.  

Уйгурская и дунганская беднота, испытывая нехватку рабочей силы и орудий труда, обрабатывала небольшие участки земли. Этим пользовались богатые общинники. Они брали землю в аренду, превращаясь в новых хозяев. Так, богатый уйгур из Жаркентской волости Верненского уезда Вали Ахун Юлдашев взял в аренду свыше 10 тысяч десятин земли. Завладев водоразделами, он построил десятки арыков в соседних волостях. Дехкане отдавали ему от трети до половины урожая. Юлдашев стал монополистом и в хлебной торговле.

Уйгурские промышленники старались организовать перевозку грузов по реке Или. При поддержке областных правителей они приступили к налаживанию водной торговли до Кульджи. Уйгурские баи стали вкладывать деньги в постройку водяных мельниц, в создание производств по переработке сельскохозяйственного сырья. Наемными рабочими на этих предприятиях становились обедневшие уйгуры и дунгане, что сближало их с казахскими и русскими трудящимися.

Культура уйгуров и дунган.

До 20-х годов XX в. дунгане одновременно пользовались китайскими иероглифами и арабским алфавитом одновременно. Большинство из них знали казахский, русский и кыргызский языки. Значительная часть песен и легенд дунган посвящалась национально-освободительноу движению в Китае. Сочинялось немало сатирических и шуточных песен. Например, поэт Ву Сан писал песни, осуждающие и высмеивающие богатых и скупых людей, их лицемерие и ханжество. Широкое распространение получил жанр сказки. Рассказчиков сказок и преданий называли фофуди. 

В XIX веке у уйгуров появилась целая плеяда народных певцов – кошачки: Садир Палван, Назугум. Они воспевали народно-освободительное движение уйгуров против цинских правителей. В произведениях уйгурских поэтов нашли отражения и события 1916 г., когда мужское население региона было призвано на тыловые работы.

Уйгуры и дунгане привнесли в Казахстан свою уникальную материальную и духовную культуру, специфику хозяйственных занятий. В целом между казахами и переселенцами складывались мирные отношения. В некоторой степени этому способствовало и то, что они, как и казахи, были мусульманами. В то же время вместе с переселением из Китая единоверцев из Китая ухудшилось земельное положение семиреченских казахов. 

Ученые-путешественники Ш. Уалиханов, Н. Прежевальский, В.Роборовский и другие исследователи оставили труды, посвященные духовной культуре уйгуров. 



Вопросы
  1. В своем последнем труде рассматривал восстание дунган и уйгуров в Цинской империи

  2. Переселилось в Семиречье и Северный Киргизстан с 1881 г. до 1884 г. уйгуров

  3. Книга Мусса бен Айса Сайрами «Двенадцать мyкамов» издана в Казани

  4. Переселилось в Семиречье и Северный Киргизстан с 1881 г. до 1884 г. дунган

  5. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 г. и продолжалось до

  6. Сколько волостей для уйгуров было организовано на территории нынешних Алматинской и Талдыкорганской областей?

  7. Книга Мусса бен Айса Сайрами «Двенадцать мyкамов» вышла в 1905 г. в

  8. Этническая родина дунган

  9. В 1862–1877 гг. произошло восстание уйгуров и дунган в

  10. В 1881 году был подписан Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась

  11. Духовную культуру уйгур изучал(-и)

  12. В 1881–1884 гг. на территорию Семиречья переселились

Сообщить об ошибке