Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Религия и культура. Распространение ислама в X – начале XIII вв.

Конспект

Доисламские верования.

По сведениям археологических иссле­дований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племени. Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега-тотема. Так, при раскопках присырдарьинских средневековых горо­дов была найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навершия крышек были сделаны в виде барана с рогами. Среди изобра­жений на крышках – птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком. Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.

В период раннего Средневековья тюркоязычные племена поклонялись огню, природе и кок бори. У них существовали различные божества. Тенгри – культ неба. Считалось, что каганы являются посланниками небес на земле; победы и поражения, благополучная жизнь зависит от них. Умай – женское божество, покровительница очага и детей. Одной из традиций религиозных верований в Cредние века яв­лялось поклонение огню. Так, например, при раскопках городов Куйрыктобе и Отрар в зажиточных домах археологи обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI–XII векам. Ученые связывают их с культом поклонения огню. Поклонение огню казахи и кыргызы свя­зывали со священной Умай ана. Особенно сильны были традиции древних религиозных веро­ваний в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и др. Например, при раскопках городища Актобе в Жамбылской области были обнаружены остатки винодельни, принадлежавшей хрис­тианам несторианского толка, в сооружении которой использовал­ся обожженный кирпич с изображения­ми крестов. Буддийские храмы есть в городах Чуйской долины Ак-бешим и Суяб (VII–VIII вв); подземный монастырь – недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии являются памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье.

Влияние исламской религии на раз­витие культуры.

Распространение ис­ламской религии началось в период араб­ских вторжений в Среднюю Азию и Ка­захстан. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, затем в 714 году – Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737–748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали побе­ду над китайскими войсками. В X–XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам.

В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ис­лам государственной религией. Снчала исламская религия в ос­новном распространялась в городах. Арабский ис­торик аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, тогда они стали обяза­тельными городскими сооружениями. Это полностью подтверж­дено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остат­ки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Ме­чети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в кентах. Так, например, в 4-5 километрах южнее Отрара, близ зи­мовки Байылдыр, найдены и исследованы остатки мечети Жума. Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX–X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов: умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX–X вв.). В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребаль­ным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по му­сульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, а обе руки складывались на груди. Прежде пред­меты, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. Cогласно исламской религии, это запрещалось. Во второй половине XII века среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном го­роде кыпчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль-Сыгнаки. Укрепление исламской религии оказало благо­творное влияние на развитие различных отраслей науки на территории Казахстана.



Вопросы
  1. В культовых воззрениях казахов жертвенное животное и оберег 

  2. В городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII–VIII вв.) обнаружены

  3. Южнее Отрара близ зи­мовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети

  4. Религия, оказавшая благо­творное влияние на развитие городской культуры на территории Казахстана в Х–ХІ вв.

  5. Сын Сатук Богра-хана Муса Богра-хан объявил ислам государственной религией

  6. Событие, которое сыграло огромную роль в распространении исламской религии

  7. Аль-Макдиси сообщает о соборной мечети в

  8. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Бухару

  9. Зороастризм возник в

  10. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана

  11. Государство(-а) домонгольского периода, провозгласившее(-ие) ислам государственной религией

  12. В IX–X вв. среди тюрков широкое распространение получила(-и) религия(-и)

Сообщить об ошибке