Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

Культура казахского народа в XVI–XVII вв.

Конспект

В XVI–XVII веках бурное развитие получило устное народное творчество с его многочисленными тематикой и жанрами. Основными видами жанров были фантастические сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т. д. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донес­шими ее до нас, были талантливые акыны, салы и серы.

Язык и письменность.

В XV веке казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. По све­дениям ученых-литературоведов, такие эпосы, как «Едиге» и «Ер Саин» среди народа распространились через алшынов. Дастаны «Ер Кокше», «Базар-батыр» были созданы на керейском языке, родственном, как и другие племенные языки, единому казахскому язы­ку, «Таласские памятники» – на языке дулатов-уйсунов, «Нахжи аль-Фарадис» создан на кердеринском и «Кодекс Куманикус» – на кыпчакском языках. Среди всех языков основ­ным являлся древний кыпчакский язык. В XV–XVII веках, в период Золотой Орды и Ак Орды, древний кыпчакский язык употреб­лялся как официальный литературный язык.

Календарь. Карта звезд.

У казахов-кочевников был накоплен большой опыт по наблюдению за звездным пространством. Эти зна­ния помогали им выбирать правильный ориентир в бескрайней сте­пи и находить пастбища, колодцы и другие объекты. Кочевое хо­зяйство нуждалось и в правильном счете времени, поэтому казахи создали народный календарь. Они доско­нально изучили карту звездного неба. Полярная звезда, Боль­шая Медведица для казахов были как бы астрономическими ча­сами. Осенью, когда ночи становятся длиннее, у тех, кто охранял овец, смена караула происходила согласно этой звездной системе определения времени. Меркурий казахи называли Утренней звез­дой, иногда – Малой Венерой.

Распространение исламской религии.

В XVI–XVII веках ка­захи официально приняли исламскую религию. Распространите­лями ислама среди казахов были туркестанские, бухарские и аст­раханские священнослужители. Казахские ханы и султаны, при­няв ислам, стали соблюдать все его обряды, например, чтение Корана и молитва (намаз). Своих детей они отдавали учиться в медресе. Медленнее проникал ислам в среду народных масс. Они традиционно продолжали придержи­ваться языческого (тенгрианского) верования. Особо широкое распространение исламская ре­лигия получила в Южном Казахстане и Жетысу. Как писал турецкий историк XVI века Сейфи, 200 тысяч семейств казахов придерживаются ис­ламской религии. Английский купец А. Дженкинсон, посетивший Центральную Азию в 1558–1560 годах, писал, что казахи являются народом «маго­метанской веры». Значительная роль в распространении су­физма – ответвления исламской религии – при­надлежит Ходжа Ахмеду Йасауи. Исламские идеи его учения были близки древним религи­озным верованиям тюрков.

Характерные признаки материальной культуры.

К материальной культуре казахского народа относятся жилища, одежда и национальные блюда. Основным видом переносного жилища казахов была юрта. В регионах земледельческой культуры строили постоянные дома из дер­на, глины и камня. При входе справа от двери ставили деревянную лежанку на ножках (жукаяк), сундук и кебеже (разновидность сундука). В середине находился очаг – продолговатая яма в земле – для установки котла. Здесь готовили пищу, очаг также обогревал жилище.

Одежда.

Показателем своеобразия казахской культуры того времени являлась и одежда. Казахи летом носили рубашки, а по­верх них надевали бешпент, камзол или чапан. Зимой надевали тулу­пы с подкладкой из верблюжьего или овечьего меха или шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак) с воротником и шаровары из ов­чины с подшерстием внутрь, штаны из сайгачьих шкур. Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом – калпак из тонкой белой кошмы. У казахов были различные виды обуви. Мужчины ходили в шокайма –сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту обували сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды – легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Носили кожаные галоши – кебис – и другую обувь.

Девуш­ки носили красивые головные уборы из ценного меха с перышка­ми филина на макушке. Молодые женщины в первый год замуже­ства ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоцен­ными камнями и орнаментом, – саукеле. Затем носили шелковое покрывало – желек. 30–40-летние женщины надевали головной убор из белого материала с вышивкой – кимешек, более старшие – платки (жаулык), а пожилые –саукелеобразный круглый голов­ной убор – кундик. Женщины носили галоши и ичиги. А жены состоятельных лю­дей в торжественных случаях носили сапоги с орнаментом и ичиги из мягкой кожи серо-голубого цвета, украшенные серебром.

Национальные блюда.

Основную пищу казахов-скотоводов со­ставляли мясо, молоко, кумыс, шубат и другие продукты живот­новодства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Оседлые казахи готовили разные блюда из пшеницы, риса и про­са; занимались садоводством и бахчеводством.

Из кобыльего молока казахи готовили кумыс, из коровьего и овечьего – айран, катык, курт, брынзу и масло, а из верблюжьего – шубат. Одним из изысканных лакомств у казахов считался жент. Он готовился путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу. Казахи из пшеничной муки жа­рили лепешки, баурсаки, шелпек, делали кеспе (лапшу), коже, катырма (тонкие слоеные лепешки с добавлением масла), из риса го­товили плов, молочную кашу, коже из риса, а из проса – жент, коже; напиток, употребляемый в праздники – максым. Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли куырдаком.



Вопросы
  1. В XV–XVII веках в период Золотой Орды и Ак Орды употреб­лялся как официальный литературный язык

  2. Куски мяса накалывали на металлические или деревянные колья и вялили на огне. Мясо и внутренности, жаренные в масле, называли

  3. Мужчины носили сшитые из мерлушки и шкур диких зверей головные уборы

  4. Религия казахского народа после образования Казахского ханства

  5. Изысканное лакомство у казахов, которое готовится путем добавления сахара и масла к прокипяченному, поджаренному, очищенному просу

  6. Английский купец, посетивший Центральную Азию в 1558–1560 годы, писал, что казахи являются народом «маго­метанской веры»

  7. У казахов цикл жизни состоял из 12-ти лет, носивших название

  8. Национальный напиток казахов, который готовили из кобыльего молока

  9. Молодые женщины в первый год замуже­ства ходили в свадебном головном уборе, украшенном драгоцен­ными камнями и орнаментом

  10. Казахи называли Утренней звез­дой, иногда – Малой Венерой

  11. Дастан(-ы), созданный(-е) на керейском языке

  12. Древний кыпчакский язык употреблялся как официальный литературный язык в государстве(-ах)

Сообщить об ошибке