Сдать пробный ЕНТ
Русский

Скачай приложение iTest

Готовься к школьным экзаменам в более удобном формате

М.Ю. Лермонтов: биографические сведения, лирика. «Демон»

Конспект

Хронологическая таблица жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

 

 

Даты

 

 

События жизни

 

Творчество

3 (15) октября 1814–1828 гг.

Родился в Москве. Отец – капитан Юрий Петрович Лермонтов, мать – Мария Михайловна, урожденная Арсеньева. Детские годы провёл в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери Е.А. Арсеньевой.

 

1817 г.

Смерть матери. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать» (запись Лермонтова 1830 года).

 

1818,1820, 1825 гг.

Поездки в Пятигорск с бабушкой.

 

1828–1830 гг.

Учёба в Московском университетском благородном пансионе. Первые литературные опыты.

«Осень», «Заблуждение Купидона», «Кавказский пленник», «Корсар». Первая редакция «Демона».

1830–1832 гг.

Учёба на нравственно-политическом отделении Московского университета. Однокурсники: В. Белинский, А. Герцен, И. Гончаров. Вместе с Е. А. Арсеньевой и своими кузинами пришёл на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Вторая редакция «Демона». Стихи «Благодарю» и «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор»), «Нищий».

1831 г.

Гостил несколько дней под Москвой в семье московского драматурга Ф.Ф. Иванова. В одну из его дочерей – Наталью Федоровну – был влюблен. Смерть отца.

Стихи «Редеют бледные туманы», «Моя душа, я помню, с детских лет».

Драма «Странный человек».

1832 г.

Переезд с бабушкой в Петербург. Оставляет университет и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.

Незаконченный роман «Вадим»; стихотворение «Парус».

1834–1836 гг.

Военная служба: корнет лейб-гвардии гусарского полка.

Драма «Маскарад», поэма «Хаджи-Абрек».

1836–1837 гг.

 

Работа над романом «Княгиня Лиговская».

1837 г.

Желание познакомиться с Пушкиным, смерть Пушкина.

Первая ссылка на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк, в район военных действий.

Поэма «Песня про… купца Калашникова»; стихи «Смерть Поэта», «Узник» «Бородино», сказка «Ашик-Кериб».

1838 г.

Возвращение в Петербург; вечера у Карамзиных.

«Герой нашего времени»; «Мцыри», новая редакция «Демона»; стихотворение «Поэт».

1839 г.

Сотрудничество с «Отечественными записками». Читал отрывок из «Героя нашего времени» у Карамзиных в присутствии А. И. Тургенева. «Кружок шестнадцати» – обществе университетской молодежи и кавказских офицеров.

«Три пальмы», «Дума» «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»); публикация повести «Бэла»

1840 г.

Дуэль с сыном французского посла де Барантом; отдельное издание романа «Герой нашего времени». Прощальный вечер у Карамзиных. Вторая ссылка на Кавказ. Выход в свет единственного прижизненного сборника стихов.

Стихи «Как часто пёстрою толпою окружён...»; «И скучно, и грустно...», «Пленный рыцарь», «Тучи». Выход в свет повести «Тамань».

1841 г.

 

1841 г., май

13 июля

Поездка в Санкт-Петербург в двухмесячный отпуск.

Возвращение на Кавказ.

Столкновение между Лермонтовым и Мартыновым на вечере в доме Верзилиных. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. Формальной причиной вызова послужили шутки и остроты Лермонтова.

Стихи «Утес», «Тамара», «Спор», «Сон», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «На севере диком...», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

15 (27) июля 1841 г.

Убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске у подножия горы Машук.

 

1842, апрель

Тело поэта перевезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.

 

 

Основные мотивы лирики Лермонтова. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Одна из главных характерных черт лирики поэта – резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве приобретает конкретное звучание: «Жалобы турка» (1829); «Умирающий гладиатор» (1835); «Прощай, немытая Россия...» (1840).

Главный образ темы отрицанияобраз маски внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота: «Исповедь» (1831), «Как часто, пёстрою толпою окружён...» (1840); «Из-под таинственной, холодной полумаски...» (1841).

В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы – на первый план выходит тема гордого одиночества, непонятности: «Одиночество» (1830), «Исповедь» (1831), «Чаша жизни» (1831), «Парус» (1832), «Узник» (1837), «Никто моим словам не внемлет... я один...» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1837), «Пленный рыцарь» (1840).

Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности: «И скучно и грустно», (1840), «Горные вершины...» (1840), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения: «Монолог» (1829), «Дума» (1838). Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей: «Новгород» (1830), «Поле Бородина» (1831), «Бородино» (1837), «Родина» (1841).

Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой – источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни: «Кавказ» (1830), «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837), «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко... (1841), «Утес» (1841).

Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона: «Наполеон» (1829), «Нет, я не Байрон; я другой...» (1832), «Воздушный корабль» (1840), «Пророк» (1841).

Тема одарённой личности в несовершенном обществе, раздумья о роли поэта и поэзии в обществе звучат в стихотворениях «Смерть поэта» (1837), «Кинжал» (1837), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...», 1837 ), «Пророк» (1841).

Михаил Лермонтов. Стихи (расположены в алфавитном порядке).

«Демон» (краткое содержание) – поэма М. Ю. Лермонтова (1829–1839). Принадлежит к шедеврам не только лермонтовской, но и всей русской романтической поэзии.

История создания. «Демон» – это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым поэт работал больше десяти лет. Он начал писать поэму в 14 лет, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюблённых в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит её из ненависти к ангелу-хранителю. В этих ранних редакциях действие поэмы происходило вне времени и пространства.

По тексту 4-й редакции можно догадаться, что действие перенесено в Испанию: появились некоторые детали в описании – «теплый южный день», «лимонная роща», «испанская лютня». Однако общий характер поэмы от этого не изменился. Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающему демону «гранью алмаза», «излучистый Дарьял», Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта.

Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма. В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Художественные особенности. Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, ещё одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой.

Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность».

Цитаты из поэмы «Демон»

 

 



Вопросы
  1. Роль паруса в одноименном стихотворении М.Ю. Лермонтова

  2. Писатель, благодаря которому поэзия М.Ю. Лермонтова стала известна в казахской степи

  3. Писатель, детские годы которого прошли в Тарханах, учился в школе прапорщиков и юнкеров, погиб на дуэли у подножия горы Маншук

  4. Главные мотивы ранней интимной лирики М.Ю. Лермонтова

  5. Характерная особенность стихотворений М.Ю. Лермонтова «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк»

  6. Мотив любви звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова

  7. Давно отверженный блуждал

    В пустыне мира без приюта:

    Вослед за веком век бежал,

    Как за минутою минута,

    Однообразной чередой.

     

    Это строки из поэмы М.Ю. Лермонтова

  8. Не встретит ответа

    Средь шума мирского

    Из пламя и света

    Рожденное слово.

     

    Это строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова

  9. Горькая ирония пронизывает стихотворение М.Ю. Лермонтова

  10. У А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова есть стихи с одинаковыми названиями

  11. Корнет лейб-гвардии Гусарского полка, переведенный за сочинение предосудительных стихов на смерть Пушкина в феврале 1837 года в Нижегородский драгунский полк, – это

  12. Тема поэта и поэзии звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова

  13. «Лирическим воплем» назвали современники М.Ю. Лермонтова его стихотворение

  14. К жанру социальной элегии относится стихотворение М.Ю. Лермонтова

  15. Московский университетский благородный пансион, Московский университет, Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге – это места учебы

  16. Портрет М.Ю. Лермонтова помещен под номером

  17. Укажите, кто автор строк: «Так жизнь скучна, / Когда боренья нет!».

  18. К лирическому роду литературы относится произведение М.Ю. Лермонтова

  19. К лироэпическим произведениям относится произведение М.Ю. Лермонтова

  20. Какие из нижеперечисленных произведений русской литературы являются поэмами?

  21. Какие из перечисленных произведений не являются романами?

Сообщить об ошибке